Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Обычная версия
position-0-vi[none outline]
position-0-vi
left-vi[xhtml outline]
left-vi

Программа лагеря

П Р О Г Р А М М А «Солнечный город»

ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ

«Тополек»

Приближается лето – пора отдыха детей в летних пришкольных лагерях. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Именно в пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами.

Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности.

Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации.

Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.

Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе Тополинской основной школы. В нем отдыхают учащие 7 – 15 лет. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей.

Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. “Здоровому каждый день – праздник”, – гласит восточная мудрость.

Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка– время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха.  

Над реализацией программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив школы, медсестра, учреждения дополнительного образования.

 

        Целью пришкольного оздоровительного лагеря является – выявление способностей ребенка и его развитие в спорте, туризме, искусстве, техническом творчестве и других видов игровой деятельности.

       Задачи:

  1. Организация разнообразной досуговой деятельности, и прежде всего – активного общения с природой.

2.Привлечение к активным формам деятельности учащихся группы риска.

  1. Создание  системы  физического  оздоровления  детей  в  условиях  временного  коллектива.
  2. Преодолеть разрыв между  физическим и духовным развитием  детей средством  игры, познавательной и трудовой  деятельностью.
  3. Формирование у школьников навыков общения и толерантности.
  4. Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности
  5. Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.
  6. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
  7. Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.

 Сроки и условия пребывания:

По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены.

Программа рассчитана на учащихся 1 – 8 классов. Оптимальное количество детей в отряде – 20 человек.

Психолого – педагогическое сопровождение деятельности осуществляют начальник лагеря, старшая вожатая, старший воспитатель, воспитатели (преподаватели школы), педагог – психолог, музыкальный работник, учитель физкультуры, библиотекарь, работники учреждений культуры.

Принципы

Программа  летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» опирается на следующие принципы:

1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в ЛОЛ «Солнышко» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

3. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе  развития творческих способностей.

4. Принцип  дифференциации  воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

- активное участие детей во всех видах деятельности.

5. Принцип  творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это  характеристика  личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Направления деятельности пришкольного оздоровительного лагеря

  • Экологическое направление
  • Художественно – эстетическое направление
  • Трудовая деятельность
  • Физкультурно-оздоровительная деятельность
  • Патриотическое направление

 Кадровое обеспечение.

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

Координаторы смены:

  • директор лагеря
  • старший вожатый
  • физ. руководитель
  • музыкальный работник

Кураторы отрядов:

  • воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);
  • вожатые

Методические условия предусматривают:

  • наличие необходимой документации, программы, планы;
  • проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
  • коллективные творческие дела;
  • творческие мастерские;
  • индивидуальная работа;
  • тренинги;
  • деловые и ролевые игры;
  • диагностика

Содержание программы

     Лагерная смена проводится в рамках игры.

В течение смены ведётся работа по выявлению различных способностей и интересов ребят, изучаются их личностные особенности. Когда отмечаются достижения отдельных детей, они получают лучики. Каждый лучик – символ качества: луч юмора, луч знаний, луч дружбы, луч смелости, луч здоровья, луч спорта и т.д. Чтобы собрать своему солнцу лучи, надо проявить себя в деле и выиграть лучик по итогам дня. Задача смены: собрать все солнечные лучи. На гала-концерте в конце смены у каждого должно солнце сияет всеми лучами, вместе все солнышки образуют «Солнечный город». По своей направленности данная программа является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей, по продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в течение лагерной смены.   
   Воспитатели учитывают в своей работе итоги деятельности детей (это выражается в цветовой гамме).

Символ  дня

   1 Коллективный Красный  цвет - коллективные мероприятия лагеря (КТД), в которых   каждый ребенок принимает участие.
   2 Особый Оранжевый  цвет - такие мероприятия, которые не похожи на все другие дни смены.
   3 Житейский Желтый цвет - такие мероприятия, в результате которых приобретается новый багаж знаний и умений
   4 Задорный Зеленый цвет   - смешные конкурсы, веселые мероприятия
   5 Главный Голубой цвет   - мероприятия патриотического направления
   6 Спортивный Синий цвет - спортивные соревнования
   7 Фантазийный Фиолетовый  цвет - мероприятия, развивающие фантазию детей
   В конце каждого дня ребята отмечают свое настроение в уголке.
Красный цвет – классный день!

Оранжевый   – очень хороший день!

Зеленый         – день как день.

Синий           – скучный день.

Организационно-педагогическая деятельность:

- комплектование штата лагеря кадрами

- участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей

- совещание при директоре по организации летнего отдыха учащихся

- проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей

- проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом»

Оздоровительная работа.

     Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей,  поэтому в программу  включены следующие мероприятия:

- утренняя гимнастика;

- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);

- организация пешеходных экскурсий;

- организация здорового питания детей;

- организация спортивно-массовых мероприятий:

-  спортивные эстафеты;

-  подвижные спортивные игры.

Работа по сплочению коллектива воспитанников

Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:

- Огонёк «Расскажи мне о себе»;

- коммуникативные игры на знакомство «Снежный ком», «Назовись»;

- Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас».

- Игры на сплочение коллектива «Зоопарк – 1», «Заколдованный замок»,

«Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!»,

«Хвост дракона», «Зоопарк-2».

                                                               Диагностика

Вводная

диагностика

Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:

- анкетирование;

- беседы в отрядах;

- планерки администрации лагеря, старших вожатых и воспитателей.

Пошаговая

диагностика

Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.

Беседы на отрядных сборах.

Форум лагеря (возможность вынесения проблемы, идеи, события в общее обсуждение)

Итоговая

диагностика

Анкетирование

Творческий отзыв (рисунок « Наш лагерь»)

Беседы в отрядах

Цветопись

Народный форум (фабрика достижений лагеря)

Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период

Инструктажи

-  Инструктажи для детей:   «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»; «Правила безопасности при терактах», «По предупреждению кишечных заболеваний», «Меры безопасности жизни детей при укусе клещом»

Беседы

-  Беседы, проведённые медицинским работником: «Как ухаживать за зубами?», «Путешествие в страну Витаминию»,     «Как беречь глаза?»;

-  Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре»;

-  Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность в доме», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи»

Работа по развитию творческих способностей детей

-   Оформление отрядных уголков, стенных газет;

-   Ярмарка идей и предложений;

-   Конкурсы рисунков на асфальте: «Волшебные мелки»;

-   Коллективно-творческие дела;

-   Кружок « Умелые руки»  

-   Кружок «Веселые нотки» - пение

-   Кружок «Олимп»

Мероприятия на развитие творческого мышления:

  • Загадки, кроссворды, ребусы,
  • Викторины, 
  • Конкурсные программы,
  • Танцевальные огоньки,
  • Интеллектуальные игры,

Физкультурно–оздоровительная работа

Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:

  • Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
  • Выработка и укрепление гигиенических навыков;
  • Расширение знаний об охране здоровья.

               Основные формы организации:

  • Утренняя гимнастика (зарядка)
  • Спортивная игры на спортивной площадке.
  • Подвижные игры на свежем воздухе
  • Эстафеты  (спортивная игра «Веселые старты»)
  • Тематический день
  • Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях.

     Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.                                                                      

  • Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

Экологическое направление

Задачи экологической деятельности:

  • воспитать бережное отношение к природе
  • повысить уровень пропаганды здорового образа жизни, 
  • уровень экологической культуры детей.

 Основные формы работы:

  • Экологический десант
  • Операция « Тропинка»
  • «Экологическое ассорти»
  • «Зеленый патруль»
  • Участие в экологических акциях

Художественно – эстетическое направление

Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях  между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.

Задачи эстетической деятельности:

  • Пробуждать в детях чувство прекрасного;
  • Формировать навыки культурного поведения и общения;
  • Прививать детям эстетический вкус.
  • В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.
  • Основные формы проведения:
  • Посещение музеев;
  • Конкурсы: «Самый, самый»
  • Конкурс оформления отрядных уголков «Наш отрядный дом»

     Основным назначением художественно- эстетической деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

Формы организации художественно- эстетической деятельности:

  • Изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем лагере…», «Мы против детского труда»)
  • Конкурсные программы («Алло, мы ищем таланты», «Лучшая пародия»)
  • Творческие конкурсы («Знакомьтесь – это мы!»)
  • Игровые творческие программы
  • Концерты  («Звездопад»)
  • Творческие игры
  • Праздники
  • Выставки, ярмарки

     Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.

Трудовая деятельность

       Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.

Основные формы работы:

  • Бытовой самообслуживающий труд;
  • Общественно значимый труд. (уборка прилегающей территории)
  • Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд ребенка включает в себя уборку постели, уход за одеждой и обувью, создания уюта.
  • Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к отряду территории.Дети привлекаются к самообслуживанию в студиях, секциях, кружках, клубах, в которых они занимаются.

Патриотическое направление

Задачи патриотической деятельности:

  • Пробуждать в детях чувство любви к родине, семье;
  • формирование уважительного отношения к памятникам истории и развития интереса к изучению родного края;
  • формирование национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений;
  • возрождение нравственных , духовных ценностей семьи и поиск эффективных

путей социального партнерства детей и взрослых.

Основные формы работы:

  • Тематический день.
  • День России. Конкурс рисунков на асфальте «Я люблю тебя, Россия»
  • « Это ты, моя Россия !»
  • Спортивные соревнования «Снайпер»

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

I этап. Подготовительный –  апрель- май

   Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

- издание приказа по школе о проведении летней кампании;

- разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного   лагеря с дневным пребыванием детей «Тополек»;

- подготовка методического материала для работников лагеря;

- отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

II этап. Организационный – июнь

     Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

  • встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
  • запуск программы «Солнечный город»;
  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

III этап. Практический – июнь

Основной деятельностью этого этапа является:

  • реализация основной идеи смены;
  • вовлечение детей в различные виды коллективно- творческих дел;
  • работа творческих мастерских.

IV этап. Аналитический – июль

Основной идеей этого этапа является:

  • подведение итогов смены;
  • выработка перспектив деятельности организации;
  • анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
  • организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Тополек» с социумом.

Ожидаемые результаты

В ходе реализации данной программы ожидается:

  • Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
  • Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
  • Получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
  • Развитие коммуникативных способностей и толерантности.

Система самоуправления лагеря

Специфика программы подразумевает создание определенного информационного поля деятельности лагеря.

   Ниже представлены организованные специально для лагеря средства получения и передачи информации.

Народный форум – орган самоуправления лагеря, отвечающий за информированность детей в отрядах, за передачу мнений о происходящем во внутренней жизни отрядов и жизни лагеря в целом. Это линейка и общее собрание лагеря.

Экран дня – стенд, отображающий жизнь лагеря сегодня и то, что будет происходить в предстоящий период.

Рейтинг – результат деятельности отрядов или индивидуальные достижения.

Элементы системы самоуправления лагеря

 

Функции

Народный форум

Выборы органов самоуправления лагеря: командиров отрядов, звеньевых, членов совета лагеря

Час отряда

Собрание отряда на отрядном месте (планирование работы на день, неделю, назначение ответственных за направление деятельности, их отчет, обсуждение достижений и неудач)

Форум лагеря

Общее собрание лагеря, утренняя и вечерние линейки ( поощрение достижений, постановка задач на предстоящий период)

Дела лагеря

Все общелагерные, отрядные, индивидуальные дела и кружковая работа

  • Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
  • Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов)
  • Расширение кругозора детей.
  • Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
  • Личностный рост участников смены.
 Законы Солнечного города:

   Закон чистоты:

   Чистота нам всем вокруг
    Дарит свежесть и уют.
    С ней в любое время года
    Яркой выглядит природа!
   

Закон здоровья:

   Небо, солнце, спорт, игра – вот и лучший режим дня!
   

Закон доброго отношения:

   Окажи друзьям внимание –
    В ответ получишь понимание.
    Будь приветлив, не дерись,
    А подрался, так мирись!
   

Закон творчества:

   Пой, играй, твори, дерзай!
    Капитошки получай!
    Капитошки соберёшь,
    Приз за них себе возьмёшь!
     

Режим дня

9 00 - 9 15                      Линейка (Построение)

         На линейку быстро стройся!

9 15 -9 30                     Зарядка

Музыка звучит: пора, пора!

С добрым утром, детвора,

И тотчас же по порядку

Всем ребятам на зарядку!

Чтобы быть весь день в порядке,      

Надо делать нам зарядку!

 
9 30 -10 00          Завтра

Нас столовая зовет

аша вкусная нас ждёт!

Всем за стол! Узнать пора,

Чем богаты повара!

10 00 -12 00              Отрядные, лагерные дела


                         Лучше лагеря нет места на свете

                         Знают воспитатели, знают и дети.

                         И если ты час этот будешь в отряде,

                         Будет всем весело, будут все рады!

Вместе с отрядом сил не жалей,                                                                                                                  Пой, танцуй, рисуй и клей!

 

1300 – 1330            Общелагерное мероприятие

Если хочешь много знать,

Многому учиться,

Книги должен ты читать,

Только не лениться!

                               Кто-то любит танцевать,

                               Кто-то петь и рисовать,                                                            

                               Только бездельники час этот маются,                                                                                            А все ребята в кружках занимаются.          

Не грустят в семействе нашем,

Мы поем, рисуем, пляшем,

Мастерим, умеем шить,

Все занятия хороши!      

 

13 30 -14 2 0               Обед

Но у всех, смешливых даже,

За столом серьезный вид.

За обедом виден сразу аппетит.

                           Время обеда настало, и вот

                           Бодро отряд наш к столовой идёт…

14 20 -14 30           Операция «Нас здесь не было»

А теперь всем: "ДО СВИДАНИЯ!"

Завтра снова мы придем!


План сетка работы лагеря.

1. День знакомств:

- А у нас в отряде.

- Ты, да я, да мы с тобой (распределение обязанностей)

- Оформление отрядных уголков

-Тренинг «Мир во мне»

2. День новых открытий:

- конкурс рисунков «Загляни в будущее»

- Тренинг «Мир вокруг меня»

- Игры на свежем воздухе «веселый экспресс»

3. День симпатий:

- Церемония бантиков

-Тренинг «Лучшее творение»

- Интеллектуальная игра «5х5»

4. День леса:

- Приключения в травяных джунглях

- Экологический патруль

- Три встречи с Лесовичком (игра)

 

5. День творчества

- Шоу «Каракули»

- Конкурс парикмахеров

- Творческая мастерская «Подарок для друга»

6. День путешествий:

- Экскурсии

- Занимательная география «Юные путешественники»

- Конкурс «15 минут на путешествие»

7. День любителей театра:

- Фестиваль рекламы

- Конкурс «На театральных подмостках»

- Сказка о вредных превычках

8. День дружбы:

- «Шип, шип - шоу» танцевальная программа

- Творческая мастерская «Улыбнись»

- Велогонки

10.День туриста:

- Конкурс туристической песни

- Тропа испытаний

- Туристическая эстафета

11.День желаний:

- Игра «Пожелай добра»

- Конкурс «Модный зоопарк»

- Творческая мастерская «Кусочек мира»

12.День наоборот:

- Игра «Молодые доктора»

- Тренинг «Кто есть кто?»

- Приключения Попрыгайкина (спортивный конкурс)

13.День России:

- викторина «Знай свое Отечество»

- Конкурс песен о России

- Хороша традиция

14. День спортивных затей:

- Большие маневры

- Скаутские игры

- ДПС-шоу

15.День сюрпризов

- Игра «В лабиринтах пещер»

- Интеллектуальная игра «Хочу все знать.»

- Викторина «Знаете ли вы сказки?»

16.День против:

- Сказка о вреде курения

- Береги свою планету

- Путешествие в страну Светофории.

17.День вежливости:

- Цветочный этикет

- Конкурс «Вежливые советы»

- Быть рассеянным – опасно!

 

18.День прощаний.

- Концерт «До скорой встречи», посвященный закрытию лагеря.

 

 

 

 

 
position-4-vi[none outline]
position-4-vi