Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Обычная версия

Отчет о работе МО за 2013-2014

ОТЧЕТ О РАБОТЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ

начальной школы за 2013-2014 уч.год.

 В МО начальных классов – 3 учителя – 1 учитель имеет высшую квалификационную категорию,1 учитель имеет 1 квалификационную категорию, 1 учитель без категории, т.к. является студенткой.

МО учителей начальных классов работает по теме: «Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС).»

 Цель работы  МО учителей начальных классов в 2013 – 2014 учебном году - совершенствование педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС.

  Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, учитывая  объективный уровень состояния учебного процесса, уровень обученности, воспитанности и развития учащихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, методическое объединение ставило перед собой следующую цель: создать условия, способствующие повышению педагогического мастерства по формированию у школьников ключевых компетенций при постепенном переходе к стандартам нового поколения.

Задачи работы МО на 2013 – 2014 учебный год:

1. Ознакомление учителей с содержанием ФГОС в начальной школе.

2.Создание условий эффективного психолого-педагогического и методического сопровождения участников педагогического процесса по введению ФГОС начального общего образования.

3.Совершенствование педагогического мастерства учителей по овладению новыми образовательными технологиями в условиях перехода на ФГОС через систему повышения квалификации и самообразование каждого учителя.

4.Корректировка планов и программ, отбор методов, средств, приемов, технологий, соответствующих новым ФГОС.

5.Внедрение в практику  работы всех учителей МО современных образовательных технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся, УУД.

6.Внедрение в процесс обучения мониторинга процесса формирования  УУД младшего школьника.

7.Применение информационных технологий для развития познавательной активности  и творческих способностей обучающихся.

Цель, которую поставили перед собой учителя: определение уровня продуктивности методической работы МО и ее роли в процессе совершенствования уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в области предметов.

Перед учителями стояли задачи:

1.Внедрить систему мероприятий для педагогов по повышению педагогического мастерства по формированию у школьников ключевых компетенций.

2.Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального и морально-физического развития одаренных детей.

3.Продолжить работу по личностно-ориентированному подходу к обучению и сбережению здоровья младших школьников в процессе обучения и воспитания.

4.Повышать педагогический уровень учителей через курсовую подготовку, работу МО школы.

5.Продолжить изучение  материалов  ФГОС НОО

6.Изучать и внедрять в педагогическую деятельность современные педагогические технологии, в том числе ИКТ, проектные технологии, научить учиться.

7.Шире использовать материал по предметам курса начальной школы на уроках и во внеурочной деятельности с младшими школьниками

8.Отслеживать результат обученности и качество знаний   учащихся.

В работе методического объединения использовались такие формы, как:

- Открытый урок  

- Родительское собрание

- Творческая мастерская.

          Учителя начальных классов работают по УМК «Школа России». Ими было составлено календарно-тематическое планирование в соответствии с рекомендациями и нормативным базисным планом общеобразовательной школы, введенным в действие Министерством образования РФ. Календарно - тематическое планирование по предметам было рассмотрено и утверждено на заседании МО. 

В адаптационный период учитель 1-го класса (Пучнина В.В.) вела работу по созданию детского коллектива, формированию коммуникативных навыков учащихся. Был проведен психолого-педагогический скрининг  в начале и конце года;   педагогические диагностики, позволяющие определить уровень готовности к школьному обучению (в начале года) и динамику продвижения учащихся (в конце года). Выявлены учащиеся, которым необходима помощь учителя–логопеда (Пономарев Вова). Определены   проблемы и намечены пути их решения. Проведены родительские  собрания по теме «Трудности адаптации первоклассника в школе». Учитель первого класса провела диагностические итоговые работы на соответствие общеучебных умений  и навыков учащихся стандартам нового поколения. Работы показали, что базового уровня сформированности  представлений, понятий и способов действий по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру достигли почти все  учащиеся и готовы к овладению основными темами этих курсов при дальнейшем обучении.

Для учителя 1-ого класса остаются актуальными задачи по формированию детского коллектива, духовно-нравственному воспитанию учащихся, выработке навыков сознательной дисциплины, повышению учебной мотивации учащихся.

Обмен опытом работы между учителями проходил таким образом:

ü в начале учебного года руководителем МО учителей начальной школы было проведено собеседование с учителями начальных классов, были выбраны темы по самообразованию, совместно определены сроки и форма реализации;

ü в течение ученого года учителя работали по темам самообразования;

ü в течение года учителя делились накопленным опытом и знаниями на методических объединениях и школьных семинарах.

           Взаимопосещение уроков носило регулярный характер, анализ данных уроков приводил к выбору наиболее эффективных методов и приемов при обучении и воспитании школьников. Уроки учителей начальных классов отличает высокий уровень педагогического мастерства, творческая активность детей, демократический стиль общения. Необходимо спланировать посещение уроков педагогами и распространение педагогического опыта.

В этом учебном году были проведены школьные и районные олимпиады по предметам (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир). Участие в предметных олимпиадах школьного уровня приняли команды 2 – 4 классов; на районном уровне уровне призовых мест нет. На 2014-2015 учебный год следует спланировать работу по подготовке учащихся для участия в олимпиадах (индивидуально по способностям учащихся, целенаправленно по предметам).

При подведении итогов срезовых работ (качества УУД) учащиеся начальных классов показали в основном стабильные результаты. Учителями начальных классов выявляются причины не усвоения учебного материала. Учитывая данные причины, индивидуально подбирается работа на уроке и работа во внеурочное время. При анализе контрольных работ по русскому языку в выпускном классе были определены основные группы ошибок (написание безударной гласной, падежных окончаний имен существительных, личные окончания глаголов, постановка знаков препинания при однородных членах предложения). При анализе контрольных работ по математике в выпускном классе были определены основные группы ошибок (действия с многозначными числами, решении составных задач).

Вывод: повысить уровень качества знаний по русскому языку и математике, усилить работу со слабоуспевающими и одаренными учащимися. Уделять в выпускном классе особое внимание повторению ключевых тем курса, предусмотренных государственной программой. Проверка навыка чтения показала, что необходимо разнообразить упражнения на развитие речи учащихся, вести работу, направленную на развитие продуктивного чтения. Необходимо уделять внимание самостоятельному чтению на уроках, словарной работе, развивать артикуляционный аппарат.

Учителями проводятся консультации по основным предметам. Учащиеся учатся работать с памятками, им предлагаются задания, упражнения для запоминания учебного материала, развивают умения его применять на практике. Какие результаты дает данная работа: если учителем вовремя и правильно выявлена причина не усвоения учебного материала и правильно подобраны формы и методы работы с данным учеником, то к 4 классу все учащиеся усваивают учебный материал.

 Работа учителей начальных классов в МО позволила добиться повышения интереса, активности учащихся, вести в системе индивидуальную работу с детьми, опираясь на образовательные стандарты. А так же для эффективности обучения и комфортности детей мы обращаем внимание на технологию самооценивания учащихся, оформление кабинетов, обновление и совершенствование  образовательного процесса через применение педагогических технологий, в том числе и ИКТ.

Также в начальной школе имеется методическая библиотека для учителей, которая ежегодно пополняется периодической печатью различных журналов и газет («Педсовет», «Классный руководитель», научно-методический журнал «Заместителя директора школы по воспитательной работе», «Начальная школа» и другие.) Используя материал из журналов и газет, учителя обогащают свой кругозор, используют новую методическую информацию. Также учителями используются в своей работе интернет-ресурсы:

http://минобрнауки.рф/ - Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

http://edu.ru/ - Федеральный портал «Российское образование"

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)

http://www.fipi.ru/ - Федеральный институт педагогических измерений

http://standart.edu.ru/ - Введение ФГОС

http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)

http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция ЦОР

http://www.openclass.ru/ - Сайт "Открытый класс"

http://window.edu.ru/ - Единое окно доступа к цифровым образовательным ресурсам

http://festival.1september.ru/ - Фестиваль "Открытый урок"

http://pedsovet.org/ - Всероссийский Интернет-педсовет

http://pedsovet.su/ - Педагогическое сообщество PEDSOVET.SU

http://www.uchportal.ru/ - Учительский портал

http://rnmc.ru/default.asp?trID=206 - Республиканский мультимедиа центр – об ЭОР нового поколения

http://www.ict.edu.ru/lib/school-catalog/ - Каталоги "Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования"

http://interaktiveboard.ru/ - “Интерактивная доска. Использование интерактивной доски учителем в школе

Комфортная образовательная среда предполагает хорошо развитую кабинетную систему, отвечающую современным требованиям. В этом учебном году все кабинеты пополнились новым дидактическим материалом, литературой, методическими пособиями, наглядными пособиями, творческими работами учащихся, оборудованием и техническими средствами. В начальной школе продолжает формироваться банк данных CD, DVD, аудио- и видеокассет по всем предметам начальной школы. 

Коллектив учителей начального звена осуществлял воспитательные задачи. Они состояли в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развитой личности младшего школьника. Это решалось созданием содружества детей и взрослых, связанными едиными целями, деятельностью, гуманными отношениями, развитием через воспитывающие ситуации и разнообразную творческую деятельность. По приоритетным направлением за год были проведены конкурсы, утренники, праздники, концерты, экскурсии, веселые старты, и т.д.

Вся работа учителя – это постоянный поиск, предполагающий постоянное обновление своего педагогического и методического арсенала. В контексте методической темы  МО учителя определили  для себя проблему самообразовательной деятельности, вытекающую  из профессионального интереса педагога:

 

ФИО учителя

Название темы, какой год работает.

когда предполагается закончить работу над темой

Практические выходы

Пучнина В.В.

Основные образовательные технологии в УМК  "Школа России" 1 класс,  1 год

Отчет на заседании МО.

Результат работы:

  • повышение качества знаний, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации учащихся;
  • влияние темы  самообразования  на  педагогическое  мастерство учителя и формирования  УУД  учащихся.

Выявить  профессиональный  рост  педагогического  мастерства  с  момента  повышения  квалификационного  разряда.

Пшеничникова О.А.

"Роль компьютера в активизации познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста" 2 год

Турышева А.М.

"Развитие творческих способностей младших школьников в условиях адаптивной образовательной среды"3 год

 

Работа  по теме самообразования предполагает реализацию методических  наработок помимо выступления на заседании МО через проведение открытых уроков. В этом  году организовано проведение  декады начальной школы, были проведены практикумы на  заседаниях МО с использованием личностно-ориентированных, информационно-коммуникационных, здоровье сберегающих технологий, открытые уроки опытными учителями. Все проведенные открытые уроки были тщательно подготовлены и проведены на высоком профессиональном и методическом уровне, показали хорошую подготовку детей. Уроки проанализированы, отмечены все положительные стороны, по - необходимости даны рекомендации.

    

 Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий.  Внедрение ИКТ в профессиональную деятельность педагогов является неизбежным в наше время. Профессионализм учителя – это синтез компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие.

  Все наши учителя это прекрасно понимают и поэтому активно применяют  ИКТ технологии в своей работе: презентации, электронные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы. Это делает уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся, облегчает работу учителя на уроке,  развивает специальные навыки у детей с различными познавательными способностями и таким образом способствует формированию ключевых компетенций учащихся.

В текущем учебном году учителя начальных классов активно работали над совершенствованием своего мастерства: регулярно посещали окружные семинары, конференции;  планово и очень интенсивно проходили курсы повышения квалификации.

Увеличение учебной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддерживать интерес школьников к учению. Мощным оружием в формировании нового отношения к познанию является проведение внеклассных мероприятий по предметам, что способствует развитию способностей учащихся, углубляет их знания, расширяет кругозор, а также развивает интерес к изучаемому предмету. Учителя используют много разновидностей внеклассной работы по предметам: это олимпиады, КВН, различные эстафеты, марафоны, конкурсы, викторины.

 

 Для развития  творческого потенциала учащихся, для их самореализации  в начальной школе служит внеклассная деятельность. Главной целью единого воспитательного пространства, главной его ценностью является личность каждого ребенка:  формирование духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности. Поэтому  встает задача создания  условий, способствующих развитию интеллектуальных творческих качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной и вариативной, обеспечивающей  свободный выбор форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. 

 

 Велика роль экскурсий  в обеспечении многостороннего развития и воспитания  личности. Педагогический потенциал образовательных экскурсий даёт школьникам живой жизненный эмпирический опыт общения. В процессе коллективной экскурсионной деятельности у школьников формируются умения коллективно действовать, «вживаться» в окружающую среду как природную, так и социальную. Экскурсии в учебном процессе должны:

ü  носить системный, плановый характер;

ü  иметь тесную связь с учебными программами по предметам;

ü  учитывать познавательные интересы и возрастные возможности учащихся;

ü  иметь здоровьесберегающую направленность.

Экскурсионная работа в этом году, к сожалению, была плохо организована. Объясняется это тем, что экскурсии надо было проводить только в выходные дни, но не все родители готовы были отпускать детей; заказ экскурсий на эти дни был проблемным.  В 2014-2015 учебном году необходимо запланировать  и организовать: выездные экскурсии во время каникул, экскурсионные дни во время учебного времени по тематике предметов.

  

  Подводя итоги воспитательной работы за истекший учебный год, необходимо отметить, что вся работа строилась согласно намеченного плана, применялись разнообразные формы, методы и технологии.

      В течение всего учебного года проводилась активная работа по привлечению родителей к созданию единой образовательной среды. Это регулярные родительские собрания и индивидуальные консультации, Дни открытых дверей, привлечение родителей к подготовке и проведению внеклассных мероприятий. Взаимодействие с родителями строилось как просветительская работа (собрания,  мониторинги), так и индивидуальная (беседы с родителями детей «группы риска», психологические консультации). В классах работали действенные родительские комитеты.

Замечено однако, что во многих семьях существуют проблемы:  родители заботятся только о материальном достатке семьи, далеко не всегда интересуются нравственными сторонами воспитания, успехами ребенка в школе и ребенок постепенно теряет интерес к учебе. Необходимо активнее привлекать всех родителей, сделать их соучастниками образовательного и воспитательного процесса, чтобы они не оставались пассивными созерцателями и наблюдателями, а стали заинтересованными и инициативными помощниками.

   Проанализировав уровень воспитанности учащихся за прошедший год, целесообразно организовать работу по решению следующих задач:

o          Дальнейшее развитие познавательного интереса и повышение интеллектуального уровня учащихся;

o          Усиление работы по духовно-нравственному воспитанию;

o          Усиление роли семьи в воспитании детей и привлечение ее к организации  учебно-воспитательного процесса в школе;

o          Усиление индивидуальной работы с учащимися группы «социального риска»

o          Дальнейшее внедрение здоровьесберегающих технологий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья школьников. 

Основные недостатки в организации и проведении методической работы:

- недостаточно организована работа со слабоуспевающими детьми, с мотивированными учащимися;

- недостаточно организована экскурсионная работа;

- работа по темам самообразования учителей проходит не системно, отсутствуют планы работы над темой.

 

Задачи на 2014 – 2015 учебный год:

1.Повышать качество преподавания, внедрять передовой педагогический опыт в практику работы, организовать публикацию творческих работ учителей.

2.Совершенствовать систему планирования и организации работы, как со слабоуспевающими, так и с мотивированными детьми.

3.Разработать алгоритм работы над темами по самообразованию и внедрить в практику «План работы», для совершенствования педагогического мастерства учителей по овладению новыми образовательными технологиями.

4.Составить план экскурсионной работы.

5.Совершенствовать работу школьного самоуправления, разработать Положение о создании «Совета Командиров начальной школы».

6.Совершенствовать работу с родителями (разнообразить формы работы).

7.Планировать более активное участие в проектной  и исследовательской деятельности учащихся.

8.Продолжить работу над методической темой начальной школы.

 

Руководитель  методического объединения: Турышева А.М.